В условиях затянувшегося экономического кризиса многие российские автовладельцы столкнулись с необходимостью перехода на другие смазочные материалы для обслуживания своих машин. Раньше значительная часть автомобилистов использовала рекомендованные дилером марки, но сейчас им нередко приходится самостоятельно изучать этикетки лубрикантов
В первую очередь необходимо понять, какое масло необходимо вашему автомобилю. На правильность выбора влияет вязкость смазки и различные спецификации, соответствующие международным стандартам качества. Общепризнанным классификатором вязкостно-температурных качеств смазочных материалов для двигателя являются нормативы Ассоциации автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers), которая, исходя из накопленного опыта и технических параметров, классифицирует моторные масла по трем видам: летние, зимние и всесезонные.
Как узнать про вязкостные свойства масла
В классификации от SAE используется буквенное и цифровое обозначения. К примеру, зимние сорта обозначается буквой W, перед которой стоит цифровой индекс низкотемпературной вязкости, например, 0 или 5. Причем каждой цифре соответствует свой диапазон отрицательных температур.
Более универсальными, следовательно, самыми распространенными являются всесезонные смазочные материалы, имеющие сдвоенное цифро-буквенное обозначение: 5W30, 10W40, где второе число обозначает высокотемпературную вязкость, характеризующую стойкость масла к нагреву при работе двигателя. Уже эти данные дают определенное представление об особенностях продукта и позволяют примерно прикинуть возможности его применения. Так, скажем, для относительно нового, силового агрегата с турбонаддувом, испытывающего повышенные термические нагрузки, будет предпочтительней масло с символами 10W40. А вот к «атмосферному» мотору с изрядным пробегом будет лучше взять масло 5W30.
Кодированные обозначения
Среди прочих обозначений на канистрах масел указывают также и стандарты качества масел. Они определяются аббревиатурой API, ACEA или ААЕ. Эти данные обычно отмечаются и в мануале, прилагаемом к машине. Данные рекомендации исходят из технических особенностей мотора, а значит, к ним желательно прислушаться.
Помимо вышеуказанных обозначений используется дополнительная буквенная маркировка. К примеру, масла с буквами SJ предназначены для автомобилей, выпускаемых с 2001 года. SM — это смазочные материалы для автотранспорта не старше 2010-го, а SN — для машин, выпущенных в 2011 году и позже. Соответственно, если вы приобрели автомобиль, сошедший с конвейера в 2015-м, не нужно экономить и заливать в него лубрикант SJ.
Некоторые крупные автоконцерны выпускают специальные допуски, указывающие, что данный тип масла разрешено использовать в их продукции. Например, для легкового транспорта Mercedes-Benz допуск может выглядеть следующим образом: MB-Approval 229.3/229.1. Его наличие гарантирует, что масло оптимально для применения в двигателях автомобилей данного бренда.
Ставка на проверенные бренды
Нередко на этикетке канистры с маслом указываются QR-коды или маркировка из 12 цифр, свидетельствующие о подлинности продукта. Отсутствие того или иного элемента вполне может означать, что перед вами подделка. В случае, если есть сомнения и возникла дилемма выбора масла из нескольких вариантов, обладающих одинаковыми вязкостно-температурными качествами, то тогда предпочтительней приобрести продукцию проверенного бренда. Это первое. Второе: приобретайте масло на сетевых заправках или непосредственно в фирменных магазинах производителей смазок или их импортеров. Там риск приобрести подделку сведен к минимуму.
И еще: однозначно избежать приобретения поддельного импортного лубриканта можно и в том случае, когда ваш выбор падает на относительно молодые для нашего рынка бренды. А их сейчас в продаже немало, причем поступают они не только из Европы, но и с Ближнего Востока, а также стран Азии. При этом производители данных моторных масел, используя общепринятую международную маркировку, обычно дополняют содержание этикеток своими фирменными наименованиями, отражающими технические особенности продуктов.
Синтетическое моторное масло Opet Fulllife DPF 5W-30
В качестве примера можно привести синтетическое моторное масло Opet Fulllife DPF 5W-30 с допусками API SN и ACEA C2/C3. Как можно понять по символам DPF в обозначении этой «синтетики», она в первую очередь ориентирована на бензиновые и дизельные моторы, оснащенные системами доочистки выхлопных газов, включая сажевый фильтр, который задерживает твердые частицы. Но это лишь часть важных эксплуатационных возможностей данного масла. Напомним: в современных автомобилях фильтр DPF обычно идет «в связке» с трехступенчатым катализатором (TWC). Поэтому рецептура моторного масла изначально была оптимизирована под функционал обоих отмеченных узлов. Это позволяет не только повысить эффективность работы систем DPF и TWC, но и увеличить срок их службы. Кроме того, масло Fulllife DPF 5W-30 содержит набор малозольных противоизносных и моющих присадок, обеспечивающих длительную защиту деталей мотора от износа.