В начале декабря на площадках столичного «Экспоцентра» прошли
сразу две крупных транспортных выставки - «Вездеходер 2023» и
«Поехали 2023». С их экспозициями, посвященными
автопутешествиям и технике для активного отдыха, смогли
познакомится десятки тысяч посетителей.
Как свидетельствует статистика, выставки транспортной тематики из года в год являются одними из самых посещаемых. Особенно они популярны у многочисленной армии туристов и поклонников активного отдыха на природе, поскольку здесь в числе главных мероприятий всегда идут показы новинок колесной, гусеничной и даже плавающей мото- и автотехники. Обе нынешние выставки сей факт в очередной раз подтвердили, причем наиболее ярко это было выражено в сегменте колесных вездеходов.
Сегодня здесь моду полностью диктуют «бигфуты» - водоплавающие внедорожные транспортеры на крупноразмерных колесах низкого давления. Среди них самым представительным (в буквальном смысле этого слова) оказался снегоболотоходный комплекс новой серии «Архант 10» (Санкт-Петербург), пришедшей на смену известной модификации «Шерп 10». Как отмечают разработчики, эту технику отличает еще более высокая проходимость, обеспечиваемая аж 10-ю ведущими колесами, а также мощным трехосным узлом сцепки. Такой моторизованный «поезд» способен перевозить до 22 пассажиров или три с половиной тонны груза. При этом высота препятствий, преодолеваемых на бездорожье «Архантом», может достигать полутора метров.
В числе новинок «внедорожной» выставки засветилась и очередная модификация колесного снегоболотохода «Калужанин». Мы уже рассказывали о грузовой платформе этой серии, которая может самостоятельно перемещаться по заданному маршруту. В этот раз создатели машины представили ее грузо-пассажирскую версию, которая также способна двигаться в беспилотном режиме, например, с помощью команд, посылаемых с пульта дистанционного управления.
Особый интерес у посетителей выставки вызвал плавающий колесный вездеход «Бро-Гибрид» (г. Жуков), оснащенный гибридной силовой установкой. Он имеет два электродвигателя суммарной мощностью 210 л.с., дополненные мотор-генератором c отдачей 25 кВч и батареей емкостью 20 кВч. Такое энергопитание позволяет обеспечить «БроГибриду» солидный запас хода продолжительностью почти в 32 часа. Для питания отопителя салона, лебедки и освещения предусмотрен еще и мощный литиевый аккумулятор.
Свою инновационную разработку показали также инженеры из Рыбинска, которые привезли в Москву вездеход «Русоход 4х4 2.0». Этот маневренный транспортер, способный тащить до 800 кг груза, рассчитан на движение по любым грунтам и при любых погодных условиях. Кузовной отсек аппарата может быстро трансформироваться, что позволяет на привале обустроить спальные места для 8 человек.
Неплохо выступили на выставке и разработчики гусеничных вездеходов. Так, например, большой интерес специалистов вызвали водоплавающие транспортеры серии «Пластун». В этот раз посетители смогли увидеть еще и арктический вариант этой машины.
Большой успех у публики имела и другая отечественная разработка – многоцелевая гусеничная платформа-амфибия проекта П-3, оборудованная кабиной от «шишиги». Этот вездеход, оснащенный 130- сильным дизельным двигателем и автоматической трансмиссией, берет на борт трех человек, до двух тонн груза, а заодно может тащить и прицеп массой до тонны. Емкость баков вездехода рассчитана на 500 км пути по бездорожью, а его максимальная скорость достигает 90 км/ч. Неудивительно, что при таких показателях к амфибии уже проявили интерес некоторые ведомства.
Тематику выставок «Вездеходер-2023» и «Поехали-2023» было бы неправильно рассматривать без экспозиций, где выставлялись запчасти и расходники. Здесь традиционно демонстрируются смазочные материалы, без которых немыслима эксплуатация любого транспорта, не говоря уже о вездеходах.
В этом сегменте тоже было немало интересных экспонатов. Например, большой интерес вызвали турецкие моторные масла Opet, выпускаемые для импортных грузовых дизелей Cummins, которыми часто комплектуются многие отечественные вездеходы, в том числе и отмеченные выше новинки.
Специально для таких двигателей дистрибьюторы турецкого бренда Opet привезли ряд новых смазочных материалов, включая оригинальную «синтетику» Fullpro HT LSPS 5W-30. Как отмечают специалисты, это масло имеет высокий индекс вязкости и увеличенный срок службы. Одна из важнейших особенностей продукта - повышенный уровень защиты двигателя от износа, в том числе при длительных перегрузках. А это критически важно для вездеходных моторов, часто работающих в экстремальных условиях.